Спешите! С 10.05 по 31.05.17
Распродажа мебели в Салонах МФ
Цены снижены на 30-40%

Отдел продаж: 8 (495) 920-8117

Опрос

Какая мебель Вам больше интересна?

 
 
 
 
 
 
 

Наполеоновские планы на интерьер

Ампир все знают как стиль роскошный, подчеркнуто торжественный. Но присущие ему театральность и холодный пафос долгое время отпугивали владельцев типовых квартир. Одних – в силу своей скромности. Другие были стеснены жилищными условиями. Третьи, нескромные и нестесненные, отдавали предпочтение более легким в реализации стилям. Ведь ампир, признаться, не прост. Не столько аскетичный военный стиль, сколько пышный и триумфальный, он опирается на богатое наследие великих империй древности – Древнего Рима, Греции и Египта, и требователен к каждой детали интерьера. Здесь даже дверная ручка должна демонстрировать помпезность и величие.

 

Однако планировки многих современных домов и квартир заставили дизайнеров по-новому взглянуть на торжественный ампир. Ведь если жилищные условия позволяют строить наполеоновские планы на интерьер, то ампиру непременно быть!

 

Быть ампиру не только в загородных домах и коттеджах, но и в квартирах домов, построенных в начале-середине XX века. Хорошие площади и высокие потолки этих квартир позволяют продемонстрировать великолепие имперского стиля в полной мере.

Стиль августейших особ

Ампир, достигший расцвета в эпоху правления Наполеона I Бонапарта, служил воплощению идеи могущества и величия Первой Французской империи. В отличие от предшествующих ему стилей, которые сменяли друг друга постепенно, отражая изменения в культурной жизни общества, новые потребности и вкусы, ампир пришел в интерьеры как завоеватель – насаждением идеалов «сверху».

 

Да, этот стиль официально распространялся властью. Его античные мотивы являлись программой к действию, предполагающей подражание величественным интерьерам периода Римской империи. Ампир стал истинным олицетворением роскоши. И, тем не менее, роскошь, а вместе с ней и парадный пафос, театральность и блеск – пусть и характерные черты имперского стиля, но далеко не исчерпывающие его сущность.

 

Блеск ампира кардинально отличался от королевского блеска времен господства барокко и рококо. В его нарядных интерьерах пафос и внушительный декор соседствуют со сдержанностью и классической строгостью. Здесь царят упорядоченность, покой и строгая симметрия. На смену помпезности предшествующих эпох пришла холодная торжественность. А фантазию, приводившую порой к захламлению пространства и пренебрежению эстетикой стиля, потеснил трезвый расчет и порядок, коснувшийся даже выбора цветовой палитры.

 

    

 

Имперская палитра

Буйство красок барокко сменилось элегантной цветовой гаммой ампира. Торжественность требовала обилия света и полной уравновешенности, добиться которых помог, как ни странно, черный цвет. Отголоски египетских мотивов находили своё отражение в мебели, покрытой черным лаком и инкрустированной вставками из патинированной бронзы, золоченых сфинксах, охраняющих царственное ложе из красного дерева, и витиеватых орнаментах, вышитых золотой нитью на мягких креслах, тяжелых балдахинах и плотных шторах.

 

Черные акценты собирают интерьер воедино, демонстрируя на практике, что для создания ощущения целостности вовсе не обязательна анфиладная планировка, которая является характерной чертой классических имперских интерьеров и редкостью для современных жилых помещений. Черный цвет мирит любые предметы, даже те, что, казалось бы, открыто конфликтуют друг с другом. С его помощью дизайнеры и декораторы воссоздают целостные интерьеры, которыми так гордится ампир.

 

Но при этом черный остается лишь «щепоткой соли» на фоне теплых кремовых стен. А потому, несмотря на обилие черных элементов декора, образцы классического ампира (резиденция Наполеона и Жозефины (Мальмезон), Компьенский дворец и обновленный Наполеоном ренессансный Фонтенбло) являют собой дома, наполненные воздухом и светом.

Интеллектуальная атмосфера ампира

Основываясь на богатом наследии великих империй древности, ампир впитал в себя особую, интеллектуальную, атмосферу эпохи античности. Более того, зачастую предметы в имперских интерьерах будто бы «переодевались»: мастера намеренно выдавали дорогие и действительно ценные материалы и предметы интерьера за более скромные. Делалось это, прежде всего, в благородном стремлении сохранить первоначальную чистоту стиля.

 

Мебель для истинных победителей

Ампир обогатил интерьеры новыми типами мебельных форм. В XVIII – XIХ вв. в обиход вошли аристократичные гефидоны (небольшие круглые столы на одной ножке), рекамье (кушетки с элегантным изголовьем), узкие серванты, витрины для хранения фарфоровой посуды и хрусталя, а также внушительные книжные шкафы с полками от пола до потолка – важнейший элемент, необходимый для создания той самой, интеллектуальной, атмосферы имперского стиля, о которой говорил Наполеон. На заседаниях Государственного совета он не раз заявлял, что «Франции рассуждения и анализ нужны как воздух <…> А из всех областей управления самая важная – образование. От него зависит все – настоящее и будущее страны». Под кабинеты и библиотеки стали отводить лучшие комнаты в домах. В особом почёте были люди сведущие, образованные, много читающие и рассуждающие, а потому имевшие особый авторитет в обществе.

 

Для меблировки домашних библиотек и кабинетов, впрочем, как и для остальных комнат, предпочтение отдавалось мебели из ценных пород древесины. Широкую распространенность получили темные оттенки красного дерева, ореха, дуба, палисандра. Из светлых пород применялись светлый орех, клён, туя, ясень, лимонное дерево, черешня. А в России особую популярность приобрела карельская береза, которую ценили за мраморный рисунок древесины, богатство оттенков и золотистые тона.

 

 

Гладкая, отполированная до глянцевого блеска поверхность мебели декорировалась фигурными накладками из бронзы и позолоты. Чтобы продемонстрировать ценность древесины, мастера намерено оставляли большие плоскости филёнок, раскрывающие красоту материала в полной мере.

 

Вся мебель изготавливалась на манер древнеримской. Характерной чертой ампира стала приземистость, нашедшая своё выражение в широких мягких креслах с низкой спинкой, массивных комодах (которые сегодня необычайно популярны), тумбочках-постаментах, удлиненных банкетках на невысоких ножках.

 

Ножки и подлокотники кресел, стульев, кушеток, кроватей, как правило, исполнялись в виде лап львов и грифонов или были загнуты в массивные завитки. Несмотря на обилие дерева, резьба практически не применялась. Вместо неё использовались богатые бронзовые и позолоченные накладки и барельефы, изображающие головы и лапы хищных животных и птиц, а также военную атрибутику: шлемы, мечи, копья, лавровые венки.

 

Ампир создавался для истинных военных, привыкших к походной жизни и аскетике, а потому готовых мириться с отсутствием комфорта ради побед, чести и воинской славы. Современные же имперские интерьеры стали гораздо удобнее. Сегодня не нужно искать компромиссов между эстетикой и комфортом. Массивные кровати с высоким изголовьем застилаются ортопедическими матрасами. Жесткие кресла и рекамье сменили мягкие диваны и кресла в коже. При этом не утратилась чистота стиля. Кровати по-прежнему завешиваются пышными балдахинами, вытканными золотой нитью. А дизайн приземистых кожаных диванов и кресел в точности повторяет линии аутентичной имперской мебели.

Лишь только то имеет цену, что имеет историю

Конечно, для интерьеров в стиле ампир наиболее актуальна антикварная лакированная мебель с инкрустацией золотом или бронзой, золоченной через огонь. Дополнят атмосферу роскоши стены, обтянутые натуральным шелком или парчой, лепной декор (карнизы, медальоны, молдинги, потолочные плинтусы и элементы отделки дверных проемов), изготовленный по всем канонам ампира – из алебастра, мягкого камня или медицинского гипса, а также массивные напольные светильники с плафонами из ткани, старинные гравюры, сфинксы и львы, которые традиционно «охраняли» величественное ложе на высоком постаменте.

 

На фоне впечатляющего декора в глаза бросается хрусталь. В интерьерах, выполненных в стиле ампир, наиболее полно раскрылись его художественные достоинства. Грани хрустальных кристаллов в многорожковых люстрах отражают и преломляют лучи света, создавая неповторимую атмосферу торжества и роскоши. Стеклянные подвески на многоярусных конструкциях, выполненных из бронзы или латуни и покрытых патиной, золотом или серебром, наполняют пространство светом и делают интерьер праздничным.

 

Создадут иллюзию дополнительного освещения и визуально раздвинут границы комнаты панорамные зеркала в тонких, едва заметных рамах. Для ампира актуальны и напольные зеркала-псише в тяжелых рамах из красного дерева: в XVIII – XIХ вв. дамы устанавливали их прямо в центре будуарных комнат.

 

Нельзя забывать, что ампир – стиль, прежде всего, богатый и роскошный. А потому вводите в интерьеры как можно больше настоящих вещей. Воссоздать благородную атмосферу ампира помогут даже небольшие детали – антикварные книги в дорогих парчовых обложках, мраморные шкатулки, бронзовые статуэтки и бра из латуни – что бы это ни было, оно непременно должно восхищать и производить впечатление.

Аллегории домашнего уюта

В имперских интерьерах гостиные и залы нередко оформлялись в виде военных шатров, а будуары совмещались с ванными комнатами. Спальня французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце была соединена с ванной, которую обогревал большой камин. Кабинеты и библиотеки зачастую тоже представляли собой одно помещение. И гостиные, которые делились на несколько зон, всё же производили впечатление удивительной целостности.

 

С легкостью объединять помещения, различные по предназначению, было возможно благодаря анфиладе комнат, расположенных по одной продольной оси и соединенных дверными проемами, открывающими глубокую перспективу. Но планировки современных квартир и требования к домашнему уюту заставляют дизайнеров искать другие способы и приёмы создания целостного пространства.

 

      

 

Собрать интерьер воедино и при этом не утратить торжественное настроение можно не только, объединив цветом или отделкой пола отдельные его зоны, но и выдержав стиль, в котором бы явно прослеживалось влияние французского ампира. Причем его характерные приметы следует воспроизводить очень деликатно. Однотипные золоченые украшения, покрывающие шкафы, обложки книг и шкатулки; звериные лапы вместо привычных ножек диванов и кресел; тяжелые бронзовые рамы зеркал и пчелы на полупрозрачных шторах позволяют создавать демократичные жилые интерьеры в духе ампира, но при этом современные и комфортные.

 

В нежных кремовых и пастельных тонах даже картины с батальными сценами, позолоченные или бронзовые статуи и статуэтки богов войны, светильники из латуни, обрамленные лавровыми венками, уже не воспринимаются как символы победы и военных сражений, а становятся аллегорией домашнего уюта.